Языкознание вместо борьбы с кризисом
Вам это будет интересно!
Как изменить язык программы если она выбирает его автоматически и не ставит нужный мне?
Чем теперь пользоваться вместо торрента
В республике (Татария) продолжают обсуждать итоги прошедшего федерального совещания по проблемам образования, состоявшегося в Госсовете РТ при участии министра образования России Фурсенко. Помимо необычайно резкого выступления президента Шаймиева на нем выступила фактически оппонентом Шаймиеву Ольга Артеменко из Центра национальных проблем образования при Министерстве образования России.
Она заявила, например: «Школы с татарским языком обучения составляют 59% от общей сети общеобразовательных учреждений республики. Число детей, обучающихся на татарском языке, увеличилось с 12% в 1991 году до 53% в 2008 году. …Может ли такая школа стать массовой в республике? Конечно, нет. Потому что, во-первых, в настоящее время нет ни одного моноэтнического субъекта, во-вторых, школа всегда получала и получает до настоящего времени от государства заказ на формирование общероссийского сознания. Я подчеркиваю, сознания, а не идентичности… К сожалению, в ряде субъектов Российской Федерации компонентный принцип использовался для достижения самостоятельных политических целей. …Сделав школу фактором культурной автономизации этноса, взяв курс на регионализацию образовательной системы, школы используются как институт этнической мобилизации молодежи. Проведенные нами социологические исследования свидетельствуют, что в 82 случаях из 100 детей школьного возраста, проживающих в Республике Татарстан, в сознании отсутствует понятие «Я живу в России. Я гражданин России».
Закончила она свое выступление даже несколько угрожающим тезисом: «Что такое русский язык, который в Конституции Российской Федерации обозначен как государственный язык Российской Федерации, а не государственный язык субъекта? Унижать статус русского языка, безусловно, недопустимо в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Последнее утверждение фактически отрицает положение о равенстве, паритете в республике русского и татарского языков, так как русский язык является федеральным языком и гражданство России требует безусловного его знания, а татарский язык -лишь язык субъекта Федерации, практически замкнутый в границах субъекта. То есть, как мы видим, под доктрину унитаризма естественным образом подпали и «вопросы языкознания» вполне в сталинском духе. Когда Шаймиев задал вопрос на совещании о том, что кто-то формирует второсортные народы, второсортные языки в Российской Федерации, он был абсолютно прав, именно этим и занимаются, подводя солидную научную базу, а Шаймиева фактически обвиняя в подрывной деятельности.
Исходя из принципа языкового унитаризма, который естественным образом порождается из доктрины государственного унитаризма, и требуют приоритета изучения русского языка в Татарстане. Русский язык определяется как безусловно обязательный, стержневой предмет в школе (обязательные ЕГЭ по русскому языку). Татарский язык определяется как факультативный, как необязательный язык, а, во-первых, как язык дополнительный, изучаемый только по просьбе родителей сверх обязательной программы, во-вторых, не как язык обучения по предметам. При этом родной язык превращается даже в третьесортный, так как изучение иностранного языка входит в обязательный федеральный стандарт, а изучение родного языка не входит. Так что Шаймиев - оптимист, называя татарский язык второсортным, он третьесортный. Второсортный у нас английский.
Поэтому-то и выступал на совещании Шаймиев столь необычно резко по данному вопросу, что почувствовал, идет вполне осознанная политика тотальной гиперцентрализации образования. Конечно, Ольга Артеменко выступала не случайно, она именно идеолог данного направления. За такие политические обвинения - 82% школьников в Татарстане не признают себя гражданами России и в татарских школах производится этническая мобилизация молодежи (против кого, позвольте спросить, задал нам вопрос профессор Фарукшин, против кого идет этническая мобилизация -против России, это абсурд), Шаймиева даже в мягкие брежневские годы не только сняли бы с поста, но могли и посадить. Кстати, как сообщили малоинформированные источники, под председательством Патрушева в Нижнем Новгороде даже готовится совещание силовых органов по обсуждению именно такого вопроса: почему в Татарстане 82% школьников не считают себя гражданами России? И какие будут выводы - снимут министра образования Татарстана? Посадят в каждую школу по уполномоченному ФСБ? Перелопатят все учебники истории Татарстана и татарской литературы и признают их антиконституционными (вспомним постановление ЦК компартии в 1944 году)? Может быть, сократят число вредоносных татарских школ, чтобы пресечь «этническую мобилизацию»? Может, даже возникнет дело новых татарских националистов и сепаратистов?
Но все это явно высосанные из пальца обвинения. Все школьники в 14 лет получают паспорт гражданина России. Многие служат в армии России, и никаких там проблем с ними по линии осознания гражданства не возникает. Цифр, которые привела Артеменко, в природе быть не может. Конечно, абсолютное большинство школьников осознает себя именно гражданами России в Татарстане. Как заметил Дамир Исхаков, профессор этнологии, дело здесь, вероятно, в некорректности вопросов школьникам. Обычно им задают вопросы, так как школьники в большинстве, естественно, еще не граждане: «1) Осознаете ли вы себя жителями России? 2) Осознаете ли вы себя жителями Татарстана? 3) Осознаете ли вы себя жителями России и Татарстана? 4) Затрудняюсь ответить». Большинство положительно отвечает на второй и третий. Вот и все. Это некорректным образом интерпретированные факты. Артеменко, думаю, это прекрасно понимает. Ее, вполне вероятно, специально выпустили «против Шаймиева», чтобы психологически его деморализовать, подавить волю к сопротивлению. Это, безусловно, расчетливая акция, на таких совещаниях случайностей не бывает. И здесь, конечно, главную скрипку играет не Фурсенко, он человек разумный и вынужден выполнять заказ. То есть здесь действуют лица, которые могут отдавать безусловные приказы Фурсенко. И он вынужден прибегать к подобным скомпилированным данным якобы «социологических исследований», которые явно шиты белыми нитками.
Некоторые силовики давно точат зуб на Шаймиева. В данном случае его пытаются подвести под политическое обвинение, что он использует школы республики под программы «этнической мобилизации молодежи» против России. Еще раз необходимо отметить, что большего абсурда трудно придумать, это какое-то новое «казанское дело», так Шаймиева, пожалуй, скоро объявят китайским шпионом вполне в духе новой охоты на ведьм. Такая же система «политической целесообразности» уже была ранее апробирована на так называемом деле «татаро-турецких» лицеев, в итоге которого фактически выслали 50 учителей-турок из Татарстана. А вот сейчас уже под запретом программы татарского языка и татарские школы. Выходит, снос здания, где в последние годы жил Тукай, вовсе не случайность, а возможно, тоже лишь заказ соответствующих сил.
Кстати, недавно Валерий Тишков опубликовал программную статью, где еще раз сформулировал тезис, что СССР распался именно потому, что развивался как сообщество национальных республик (то есть Ленин ошибся в национальном вопросе, в праве наций на самоопределение, правы были как раз Бернштейн и Сталин), а не как административно-территориальный конгломерат американского типа. Из этого следует вывод, что развитие РФ по пути укрепления федерализма национальных республик может привести к аналогичным последствиям. И в России нужно выстраивать новую российскую политическую нацию, которая должна также иметь и некую общую культуру, естественно, не только политическую. Но общую культуру без доминирующего языка не создашь. Отсюда запрос на искусственное форсирование изучения русского языка в национальных республиках (в областях России, где, кстати, тоже крупный процент националов, этот вопрос уже решен).
В заключение не могу не привести прогнозы исследователей относительно количества мусульман в России в 2030 году. Оно может составить 30%. Так как жить они будут, естественно, не в Сибири, не в деревнях и малых депрессивных городах России, а в больших городах европейской части, то там их количество может составить до 40%. В Москве уже сейчас некоторые эксперты насчитывают около 4 миллионов мусульман. Это означает, что к 2050 году вполне закономерно в России появится президент-мусульманин. Наверное, и столица России в связи с этим может быть перенесена в Казань. А потом что, вся страна будет учить татарский язык, который может стать федеральным государственным?
Рашит АХМЕТОВ
Газета «Звезда Поволжья» № 45 27 ноября 2008 года, Казань
Вам это будет интересно!
Как изменить язык программы если она выбирает его автоматически и не ставит нужный мне?
Чем теперь пользоваться вместо торрента
Последние новости
Пробковые утеплители
Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...Читать далее »
Приложение
Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...Читать далее »
Пенополистирольные утеплители
В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...Читать далее »
Торфяные утеплители
Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...Читать далее »
Теория теплопередачи - основа строительства
Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...Читать далее »
Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы
Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...Читать далее »
Стеклянные утепляющие материалы
Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...Читать далее »