Вам это будет интересно!

  • Honda создала “сапоги-скороходы”

  • Спасибо, Клейн :)



  • Новый жанр театрального искусства? Один из множества экспериментов? Новая форма, новый язык? Слово вошло в московский театральный лексикон совсем недавно, и что скрывается за ним, пока не всем ясно.

    Взгляд снаружи

    Что это

    Саундрама — звуковая драма, когда история рассказывается музыкальными средствами. Используются разнообразные инструменты и музыка разных стилей и жанров (рок, традиционная фольклорная музыка, опера), пение, декламация, разнообразные шумы, крики, шепот, эхо. Возникает буквально первородный хаос, из которого рождается новая реальность. Важно, что музыка живая. Группа музыкантов и артистов постоянно находится на сцене, исполняя и драматические и музыкальные партии. Это хор, в котором каждый может быть солистом, чтобы затем вновь отступить на задний план. Поэтому так часто у главных героев есть двойники, которые, во-первых, усиливают главные партии, а во-вторых — подсвечивают их с новой стороны.

    Актер и музыка, движение и слово в саундраме равноправны. Хотя в каждом спектакле акцент делается на чем-то одном. В спектаклях «Красной ниткой» и «Молодце» это звук, в «Док.торе» — драматические и пластические сцены, в «Переходе» — балет, хореография. Все эти элементы становятся составляющими сложной партитуры. Но все же музыка — ключ к действию: по ее законам выстраивается жизнь спектакля. Причем оказывается, что музыкальную природу имеют все явления жизни: и слово, повторенное множество раз на разные лады — криком, шепотом, быстро, в растяжку, и ритмичное движение, и сюжет (хор голосов героев, перипетии их взаимоотношений, чувства), и предметы, а в пределе так понятая музыка должна выразить квинтэссенцию творческой индивидуальности писателя.
     

    Отец-основатель

    Изобретатель идеи и автор термина — Владимир Панков.

    Все началось с фольклорных экспедиций, затем была учеба в ГИТИСе на курсе О. Л. Кудряшова, потом Владимир выступал как актер, но постепенно нашел единомышленников и в 2000−м организовал «Пан-Квартет» (вместе с Сергеем Родюковым, Владимиром Кудрявцевым, Владимиром Нелиновым), славный тем, что создал музыку к множеству спектаклей (список включает больше 20 названий, в том числе «Пластилин», «Шинель», «Облом-off», мхатовская «Утиная охота»).

    Эта музыка пишется совместными усилиями на основе импровизации. Такая вот отличительная черта, творческий почерк. Постепенно коллектив расширялся, и стало возможным делать спектакли, создавать такой театр, какого, по ощущению участников, не хватает в современном театральном пространстве. Так в 2004−м появилась SounDrama.

    Литература

    Панков сосредоточен далеко не только на музыкальной составляющей своих постановок. Тщательно выбирается литературная основа спектакля. Это всегда какое-то неординарное, сложное литературное произведение.

    Спектакль «Красной ниткой» поставлен по пьесе А. Железцова. Написанная еще в 1980−е, она считалась неблагонадежной, чернушной. Ее изюминка — живой язык современной деревни, пропущенный через авторское сознание. Панкову удалось передать сложное построение преимущественно музыкальными средствами. Приобщилась саундрама и к технике «вербатим» (пьесы «Док.тор» и «Переход» писала группа драматургов на основе реальных интервью), доказав, что ей подвластен и документальный театр.

    Востребованной оказалась и классическая литература. «Морфий» сделан по ранней прозе Булгакова. Спектакли «Гоголь. Вечера» (задумано четыре — по числу повестей и времен года) поставлены по «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Ставилась задача соединить мистику, фольклор, романтическое мироощущение — основные составляющие гоголевского текста. Осуществленный совместно с французами «Молодец» — спектакль по авангардной и одновременно архаичной поэме Цветаевой.

    Образ

    Для Панкова и его команды важно не только найти музыкальный эквивалент тексту, ритмический ключ к его сущности, но и оригинальный зрительный образ. Возможные противоположные варианты. В «Гоголе» работают подлинные народные украинские костюмы, вещи конца XIX — начала XX века. В «Док.торе» по воле автора белые халаты надевают даже на зрителей, над головами подвешивают граненые стаканы, а в качестве музыкальных инструментов используются в том числе и резиновые перчатки. В «Молодце» — строгие концертные костюмы, обстановка богемного парижского кафе.

    В саундраме используют и актуальные визуальные средства. Например, стильно сделанный Ксенией Перетрухиной и Яковом Кажданом диафильм, с помощью которого наглядно показывают сложнейшую медицинскую операцию в «Док.торе».

    Лица

    Владимир Панков. Ольга Бергер. Владимир Нелинов. Сергей Родюков. Владимир Кудрявцев. Александр Гусев. Ольга Демина. Сергей Землянский. Екатерина Кислова. Роман Андрейкин. Андрей Заводюк. Павел Акимкин. Игорь Ларин. Татьяна Майст. Мария Зорина. Арина Ольшанская. Сергей Шевченко. Алиса Эстрина. Петр Маркин.

    Аналог

    Критик Павел Руднев сравнивает опыты группы Панкова с Творческими мастерскими 1980−х., со спектаклями Александра Пономарева по текстам футуристов (Хлебникова и Крученых), которые еще в начале века попытались драматическими средствами соединить слово и звук. По его мнению, это экспериментальное искусство высшей пробы.

    Панков продолжает исконные традиции русского театра, с такими его ценностями как хор, ансамбль, служение общему делу, жертвенность по отношению к искусству, (10−18−часовых ежедневных репетиций, отсутствие главных ролей).

    И в то же время саундрама возрождает какие-то очень древние вещи, которые до сих пор глубоко сидят в нас. А именно — архаический обрядовый хор, из которого еще не выделились разные искусства, по-прежнему пребывающие в состоянии синтеза, первородного родства.
     

    Взгляд изнутри

    Владимир Панков:

    «Есть драма, есть звук, звуковая драма, саунд — саундрама. В этом названии есть код, который ведет нас по жизни. В нем все заложено, поэтому можно даже фантазировать: что это может быть. Тут соединяются все жанры, которые до этого были придуманы. Поэтому мы можем ими жонглировать, соединять оперу, драматический театр, балет и психологическую драму. Балет — та же музыкальная партитура, алгоритм движений.

    Музыка — не материальна, она ассоциативна, здесь сразу начинается полет фантазии. Все уже придумано. Нужно только иметь уши и грамотно расставлять акценты, ритмы.

    Саундрама — это семь музыкантов, хореографы, артисты, художники. Сейчас к нам примкнули французы. Это только начало, что-то только начинает развиваться, и я не хочу превращаться в теоретика. Гораздо важнее показать на практике, во что это может вылиться.

    Я не причисляю себя ни к новой, ни к старой драме. Это просто направление. Все делается для конкретной команды. Мы иногда забываем, что занимаемся театром. Важнее становится показать свой внутренний мир, собственное видение. А это неправильный подход. Безусловно, момент тщеславия есть всегда. Но, прежде всего, ты работаешь для них, для всех этих людей на площадке, и если появится еще один режиссер, который захочет поиграть в саундраму, он должен делать спектакли для своей команды. Я всегда думаю о людях, прежде всего. И идея, как правило, идет тоже от них. Вот посмотри, какой интересный человек стоит, а если бы он сделал вот это, как бы он был в этом интересен. Или смотришь на Алису Эстрину, Настю Сычеву и Ольгу Бергер и думаешь, как было бы здорово поставить на них «Три сестры». Когда ты думаешь о людях, ты и о себе начинаешь думать. Все время есть эта обратная сторона, зеркало.

    Есть моменты, когда я планирую. Николая Васильевича Гоголя я еще с первого курса мечтал поставить. А вот есть и другой момент, что пьеса сама тебя находит: «Красной ниткой», «Док.тор» — позвонила Елена Исаева, «Молодец» — предложила Люси. Надо давать воздуха, конечно, все-таки, мне кажется, есть какая-то мистика вокруг всего этого: все-таки это должно как-то тебя находить, как люди должны находиться».

    Люси Берелович:

    «То, что я думала о саундраме и о Володе десять лет назад, нисколько не изменилось под впечатлением того, что он делает сейчас. Все это было у него внутри.

    В этом жанре очень важно идти от текста. Мне очень нравится, что ребята никогда не берут готовую форму и не накладывают ее на текст. Наоборот, они пробуют понять его смысл, энергию, ритм и находят те форму и музыку, которые в нем заложены. При таком принципе работы саундрамой может стать любое произведение.

    Когда мы делали «Молодца», после представления к нам подошла старая женщина, которая сказала, что очень любит Цветаеву. Так вот ей показалось, что мы проникли в сущность цветаевской поэзии. У нас есть рок-музыка, барабаны, крики. Но для нас важно отдать слова и душу Цветаевой. Они важнее, чем текст. Музыка лишь помогает раскрывать заложенный смысл: без этой формы будет скучно и непонятно. Цветаева сама написала, что «Молодец» — партитура, слова надо понимать как ноты, играть его как сонату. Значит, сама с самого начала подумала, что произведение нуждается в музыке, аранжировке. Просто весь текст — это всегда ритм. Это не то, что положили на текст, а то, что в нем было».

     

    Почему это надо видеть?
    Потому что это глоток чистого искусства, очень редкого в наши дни. Как говорит Ричард Гир Джулии Робертс в фильме «Красотка»: «Тебе или нравится опера или не нравится, но если нравится, то на всю жизнь».





    Вам это будет интересно!

  • Honda создала “сапоги-скороходы”

  • Спасибо, Клейн :)




  • Последние новости


    Пробковые утеплители

    Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
    Читать далее »

    Приложение

    Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
    Читать далее »

    Пенополистирольные утеплители

    В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
    Читать далее »

    Торфяные утеплители

    Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
    Читать далее »

    Теория теплопередачи - основа строительства

    Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
    Читать далее »

    Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

    Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
    Читать далее »

    Стеклянные утепляющие материалы

    Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
    Читать далее »