Вам это будет интересно!

  • Song to the Siren

  • Духовной жаждою томим…



  • О духовной линии развития

     Опираясь на интегральную модель развития AQUAL Кена Уилбера [1, 2] (точнее, на модель «Уилбер-4» и выше) и его интерпретацию терминов Спиральной Динамики [1, 3], я предлагаю свой собственный способ рассмотрения духовной линии развития человека (и общества). Кен Уилбер в своих работах оставляет этот вопрос открытым, ограничиваясь лишь общим описанием некоторых предложенных ранее вариантов.

    Из всех возможных наименований: Недвойственное, Бесконечность, Единое Сознание, Дух, – я выбираю Дух, поскольку это слово самое короткое.

    Дух, как недвойственная основа всего сущего, проходящего в своем развитии последовательно все стадии, или волны «Великого гнезда бытия», согласно Уилберу, присутствует всегда во всей полноте. Однако мы его в полноте не воспринимаем, а лишь в соответствии с определенным достигнутым нами уровнем. Уровнем чего? Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить. По моему мнению, речь может идти о самостоятельной линии духовной восприимчивости, и эта линия отвечает всем качествам одной из линий развития в интегральной модели AQUAL.

    Исходя из собственного и чужого, описанного в литературе, опыта, я полагаю, что существует особая независимая духовная линия развития (линия духовной восприимчивости), которая характеризуется чувствительностью к присутствию и проявлениям Духа, что воспринимается как Его послания и возможность диалога. Как и все линии развития, духовная линия в процессе эволюции проходит поочередно все уровни или волны Великого Гнезда. Причем возможно развитие как в глубину («вверх»), так и по горизонтали, «вширь» с любого из уровней.

    На каждом уровне Дух воспринимается по-своему. Скажем, на «фиолетовом» – как духи природы, на «красном» – как боги силы, на «синем» – как единое Божество, на «оранжевом» – как личная муза, на «зеленом» – как глубинное «Я»… И на каждом уровне, на любом из этих языков может идти диалог, реальное, живое взаимопонимание и взаимодействие, с той мерой ограниченности, которая присуща данному уровню.

    Таким образом, личный духовный опыт складывается из двух составляющих: «пиковых» переживаний, возникающих в особых состояниях и приходящих «авансом» с более высоких уровней, и стабильного диалога, происходящего в терминах, свойственных текущему уровню духовной линии. «Пиковые» переживания редки и нуждаются в дополнительной интерпретации, в отличие от стабильного духовного опыта, органичного для своего уровня. «Духовный» человек в некотором сообществе – это вовсе не обязательно «второпорядковая» личность, «белая ворона», а скорее – хорошо развивший свои духовные способности на определенном уровне, характерном для данного сообщества или обогнавшем его максимум на пару ступенек, индивид. (Возможно, подобное развитие «вширь» облегчает возникновение «пиковых» переживаний, но отнюдь не их интерпретацию.)

    Эта гипотеза позволяет хорошо объяснить две, иначе непонятные, вещи:

    1)                       Существование «духовных» людей даже в самых примитивных, первобытных человеческих сообществах, не приписывая им искусственно черт личностей второго порядка. В этом смысле первобытного шамана можно без всякой натяжки назвать духовно развитым человеком (развитым на своей духовной линии «вширь», а не «вглубь»).

    2)                       Реальную эффективность духовных практик на всех уровнях (почему шаман исцеляет, колдун наводит порчу, гадалка отгадывает прошлое и будущее, святой творит чудеса, гениальный художник, музыкант или поэт создает шедевры под водительством музы, ученый или философ делает открытия во сне?)

    Дух не только присутствует во всей полноте, но и Его «послание» человеку и человечеству всегда одно и то же. Различны лишь ограничения восприятия, присущие разным уровням духовной линии. Чем ниже уровень, тем «грубее» восприятие, чем выше (или глубже) уровень, тем восприятие Духа полнее и тоньше, многомернее, полифоничнее. Все духовные учения (включая, разумеется, и саму интегральную теорию Кена Уилбера и его единомышленников) суть попытки расшифровать, прочесть и понять это «послание».

     Дж. Фаулер, на работы которого ссылается Кен Уилбер при описании процесса вертикального духовного роста, рассматривал стадии развития религиозной веры и духовности, как предельной заботы человека. Под духовностью можно понимать разные вещи, в том числе и, как Фаулер, предельную заботу. Я же попытался отделить духовность от этических понятий, выделить, так сказать, «чистую линию», авось что-то и останется? Осталась форма восприятия явлений Духа, и оказалось, что эта форма в точности определяется уровнем в модели AQUAL. Я назвал эту выделенную мной линию развития линией духовной восприимчивости.

    (Совершенно очевидно, что понятие «духовность» в общечеловеческом смысле неотделимо от этики, системы ценностей, мотивации и т.д. Но в этом широком смысле «духовность» не является самостоятельной линией развития в модели AQUAL, а, скорее, пучком отдельных связанных между собою линий. Моей же целью было выделить отдельную, независимую линию развития, непосредственно соприкасающуюся с проявлениями Духа в жизни человека и общества.)

    В таблице рассмотрены три линии развития, тесно связанные с «духовностью»: духовная восприимчивость, вера и мировоззрение.

     

     

    ВП

     

    Шаблоны восприятия явлений духа

     

    ?

     

    ?

     

    ВЛ

     

    Духовная восприимчивость – та линия, которую я предложил к рассмотрению

    Вера

    Мировоззрение

     

    НЛ

     

    Духовные практики,

    ритуалы

    Религия

    Философия

     

    НП

     

    Формальный культ;

    монастыри, ашрамы и т.п.

    Церковь, секта

    Форма власти;

    а также отношение государства к религии

     

    На линии духовной восприимчивости каждому уровню соответствуют свои шаблоны восприятия, которыми определяются те формы, в которых человек воспринимает явления Духа. В соответствии с этими шаблонами формируются духовные практики и ритуалы – способы общения с Духом. На их основе образуются формальные культы, тесно переплетенные с религией – но это все же другая линия. Также на основе шаблонов восприятия и духовных практик складываются традиции наставничества и ученичества и их формы.

    Если вера, мировоззрение и духовная восприимчивость человека развиты примерно одинаково по вертикали (находятся на одном и том же уровне), то все довольно просто. Но если уровни развития этих линий отличаются, то возникают коллизии. Рассмотрим несколько примеров.

    Вера и мировоззрение на «синем» уровне, а духовная восприимчивость – на «красном» (или «фиолетовом») и при этом хорошо развита по горизонтали. Человек творит чудеса, но не «от Бога», а «от дьявола». В христианстве это состояние называется «прелестью» и считается весьма греховным. Все христианские практики направлены на то, чтобы не дать преждевременно развиться линии духовной восприимчивости по горизонтали на «красном» магическом уровне, а прежде поднять ее на «синий» уровень. Если же это не удается, и человек «впадает в прелесть», то к нему могут быть применены обряды экзорцизма (отчитки) – по существу кодирование, ну а в тяжелых случаях – костер…

    «Синяя» вера и «оранжевая», а то и «зеленая» духовная восприимчивость – скажем, глубоко верующий христианин получает доступ к своему глубинному «Я». Ян Гус восходит на костер и, не отказываясь от своих убеждений, в огне искренне присягает на верность Папе. Лютер прикнопливает к дверям церкви свои «тезисы». Дарвин – после двадцати лет сомнений – публикует свою книгу. Явно намечается разрыв с официальной церковью. Но какой, однако, стимул для роста по линиям «веры» и «мировоззрения»!

    «Оранжевое» мировоззрение – и «желтая», а то и «бирюзовая» духовная восприимчивость. Скажете, так не бывает? Однако именно этот вариант лежит в основе книг Кастанеды. Их герой – по воле автора – «оранжевый» тип довольно средних способностей попадает в обучение ко «второпорядковому» шаману, который, считая объяснения излишними и даже вредными, развивает его духовную восприимчивость, буквально ломая прежние и формируя новые шаблоны восприятия. При этом неизбежно рушится когнитивная модель всего мира. В таком состоянии учитель оставляет ученика самостоятельно решать задачу интегрального роста.

    Тут есть выбор: или действительно интегрально расти, заново «собирая» распавшийся мир, или прагматически использовать возросшие способности интуиции в интересах «оранжевого» успеха. На первом пути человек обретает знание, на втором – могущество.

    Попробую перечислить некоторые шаблоны восприятия явлений Духа на разных уровнях, с «фиолетового» до «желтого», а также некоторые особенности соответствующих культов и практик. Возможно, эти шаблоны являются врожденными и актуализируются по мере продвижения с уровня на уровень.

     «Фиолетовый»:

    Духи природы и духи-помощники в форме зооморфных и растительных магических существ.

    Культ – шаманский, ориентированный прежде всего на природные явления и циклы, а также на исцеление.

     «Красный»:

    Антропоморфные боги и богини, прекрасные или пугающие, крошечные или гигантские, а также всевозможные мифические существа: эльфы, домовые, русалки, лешие, драконы, единороги и т.п.

    Культ – жреческий, календарный, мистериальный. Мифология, эпос. Культ героев. Вера в гадания.

     «Синий»:

    К антропоморфной фигуре Божества добавляются различные световые эффекты, в том числе слепящий, непереносимый свет. Явление Бога (или его антагониста) вызывает экстатический восторг или парализующий ужас. Антропоморфные ангелы и демоны со своей иерархией.

    Культ поклонения единому Богу (или его «заместителю», если на дворе – атеизм). Идея избранности, фундаментализм, догматизм, «охота на ведьм».

    С другой стороны, появление и развитие утонченных медитативных практик (по типу «умной» молитвы).

     «Оранжевый»:

    Человек получает доступ к своему глубинному «Я», как правило, без зрительного шаблона, в форме «голоса сердца».

    Обрядовость отрицается. Разнообразные тренинги.

     «Зеленый»:

    К переживанию внутреннего «Я», возможно, добавляется зрительный образ: сгусток света, яркая точка и т.п.

    Шаблоны архетипов: Муза, Даймон, Мудрый Старец (Учитель), Прекрасная Дама, Всеобщая Мать, Небесный Глаз и т.д.

    Практики личностного роста.

     «Желтый»:

    Мировая Душа, Гея – в форме, скорее всего, экстатического переживания.

    Всепоглощающая тьма, безграничный свет, живое пламя, туман, абстрактные цветовые образы, волны цвета и тому подобные весьма абстрактные шаблоны.

    Свободное обращение с символами, образами архетипов и мифов.

    Трансформационные духовные практики.

     


    Вам это будет интересно!

  • Song to the Siren

  • Духовной жаждою томим…




  • Последние новости


    Пробковые утеплители

    Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
    Читать далее »

    Приложение

    Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
    Читать далее »

    Пенополистирольные утеплители

    В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
    Читать далее »

    Торфяные утеплители

    Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
    Читать далее »

    Теория теплопередачи - основа строительства

    Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
    Читать далее »

    Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

    Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
    Читать далее »

    Стеклянные утепляющие материалы

    Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
    Читать далее »