Вам это будет интересно!

  • О знакомстве с творчеством поэта Максима Лаврентьева

  • Торез в рейтинге “лучших”!



  • Представьте, что мудрость когда-то была большим драгоценным камнем, хранившимся в неком заповедном месте. И однажды этот камень разлетелся на миллионы маленьких осколков, которые встречаются теперь то тут, то там по всему миру. И каждый из этих осколков сохранил в себе изначальные свойства драгоценного камня – внешнее и внутреннее совершенство.

     

    Нэцкэ как философия

    Такими осколками мудрости и красоты стали для меня нэцкэ. Первой нэцкэ, которую я увидела, была фигурка трех сидящих в ряд обезьянок, одна из которых закрывает руками себе глаза, другая – уши, а третья – рот. Этот символ стал расхожим сейчас, но в детстве, помнится, он меня очень удивил. Мне пришлось гадать, зачем же они это делают и что означает эта маленькая скульптурка. Это символ недеяния зла, он берет начало из дзен-буддизма. Обезьянки показывают своими жестами: «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла». В тот момент, когда я услышала эту притчу, определилось многое в моей жизни: интерес к философии дзен-буддизма, а стало быть – к философии Японии в целом, к нэцкэ, как одному из чудеснейших явлений этой философии, а позже – и к анимэ.
    Поначалу нэцкэ для меня были маленькими забавными фигурками, изображающими гротескных толстяков, фантастических животных и разнообразных лягушек, сидящих на монетах. Некоторое время я собирала их из интереса. А потом руки дошли и до того, чтобы почитать об истории и основных символах нэцкэ. И два увлечения связались сами собой: помимо фигурок божеств, сверхъестественных существ и животных, среди нэцкэ немало тех, что изображают буддистские персонажи и символы.

     

    Нэцкэ как искусство

    Взглянув на историю происхождения нэцкэ, мы откроем для себя удивительную вещь: эти маленькие скульптурки, некоторые из которых сейчас являются подлинными произведениями искусства и стоят огромных денег, имеют чисто утилитарное происхождение. Сначала словом «netsuke» обозначались небольшие брелки, которые фиксировали на поясе шнурки с висящими на них шкатулками. Они имели вид круглых керамических или костяных монет. Необходимость в них возникла из-за того, что у традиционной японской одежды – кимоно – не было карманов, и у японцев сформировалась привычка носить необходимые вещи и деньги в небольших шкатулках или мешочках, подвешенных к поясу. Только через несколько веков нэцкэ стали принимать вид вырезанных из различного материала фигурок.
    Как и у любого течения искусства – а нэцкэ очень скоро стали именно искусством, со своими признанными гениями и мастерами – в их истории есть и периоды развития, и громкие имена, и классификация (тем, кто заинтересовался данным вопросом, советую почитать статью о нэцкэ в Википедии и другие рекомендованные ею статьи). Меня же всегда увлекали изображения дзен-буддистских монахов, святых и учителей и те сюжеты и легенды, которые за ними стояли.

     

    Нэцкэ как символ

    Приведу несколько из них (из своей коллекции).
    Конечно, главной фигуркой в плеяде персонажей дзен-буддизма является сам Будда. Он заметно отличается от тибетских, монгольских и прочих изображений. Впрочем, у каждого мастера нэцкэ он свой, авторский. Так, например, есть изображение исхудавшего Будды Шакьямуни, сидящего в медитативной позе, есть фигурки, являющие нам благодушного толстяка, есть довольно реалистичные изображения, представляющие умиротворенно медитирующего Будду. Будда Шакьямуни – исторический персонаж, положивший начало течению буддизма. Он жил в Северной Индии около 560 гг. до н.э. и назывался родовым именем Гаутама, а также собственным – Сиддхартха. Когда Шакьямуни родился, мудрецы были поражены, обнаружив у младенца 32 главных признака, отличавших Будду от простого смертного (руки и ноги необычно округлой формы, золотистая кожа, длинный язык, безупречные зубы и пр.). Царственные родители Будды стремились отгородить его от проблем и бедствий окружающего мира, и вплоть до совершеннолетия он жил лишь во дворце, не выходя за его пределы. Но Шакьямуни решил посмотреть на окружающий мир. Как только он покинул пределы дворца, ему были явлены четыре знамения: старик (страдание от старости), недужный человек (страдание от физической немощи), человеческий труп (страдание смерти) и монах (как указание пути от всех страданий). Тогда Сиддхартха решил покинуть дворец и посвятить свою жизнь освобождению через постижение истинной реальности. Долгие годы Будда Шакьямуни нес миру свет своего учения; в 80 лет он постиг состояние нирваны, а затем и более высшее состояние буддовости, и покинул сансару (мир смертных существ).
    В современном толковании нэцкэ, изображающая Будду Шакьямуни, означает пожелание достичь таких качеств, как мудрость, спокойствие, сосредоточенность и сострадательность.

    Фигурка, изображающая Кикудзидо – буддистского святого – символизирует пожелания здоровья, долгой молодости тела и духа. С ней связана очень интересная легенда. Однажды собиравший целебные травы посланник императора Вей встретил в лесу юношу Кикудзидо. Тот рассказал, что сбежал из императорского дворца после того, как случайно перевернул царскую подушку. Оказавшись в лесу, мальчик питался росой, собранной с лепестков хризантем, благодаря чему обрел благодать и вечную молодость. Кикудзидо стал искусным писцом и мог записывать строки священных буддистских текстов на лепестках хризантем (оттого Кикудзидо всегда изображают рядом с хризантемами). Он бережно доверял эти записи речной воде, и магическая сила написанных сутр передавалась реке, делая ее воды целебными. В Японии есть целебные горячие источники Яманака, и японцы верят, что сила их источников возникла благодаря сутрам Кикудзидо. Один из известнейших японских поэтов Басе посвятил этому месту строки хайку:

    Яманака.
    Хризантем и не трону.
    Запах горячих ключей.

     

    Немного о самой первой моей нэцкэ – о трех обезьянках. В Японии их называют Самбики-сару. Самое распространенное ошибочное толкование этого изображения – «ничего не вижу, не слышу и не говорю». Но это не так. Обезьянки символизируют важнейший буддистский принцип активного неприятия зла. Это, пожалуй, один из популярнейших среди нэцукеси (мастеров нэцкэ) символов. Иногда обезьянки объединены в одну фигурку, иногда это три разные нэцкэ. По-японски фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мизару, киказару, ивазару». А слово «обезьяна» произносится как «зару» или «дзару». Так, эта фигурка, помимо символического изображения нравственного принципа, изображает еще и игру слов. Естественно, подарочная символика этого изображения легко выводится из вышенаписанного: соблюдение моральной и этической добропорядочности. Такие фигурки можно дарить тем, кто стремится сохранить «белые одежды» в нашем противоречивом мире.  

     

    Нэцкэ на прилавке

    Буддистских сюжетов в нэцкэ – великое множество, и за каждым из них стоит реальный или мифический случай. Впрочем, в России более популярны изображения семи богов счастья, и особенно – бога Хотэя, «ответственного» за материальный достаток. Нецукеси любили изображать и животных, и сценки из жизни. В одно время – в период Эдо – нэцкэ стали главным украшением мужского японского костюма, и среди них часто можно было встретить высокохудожественные произведения.
    Как ни парадоксально, основная часть нэцкэ великих мастеров сейчас находится за пределами Японии в различных музеях и частных коллекциях. В Японии же и до сих пор остались мастера, которые хранят традиции и секреты нецукеси. Надо сказать, что нэцкэ, сделанные руками настоящих мастеров, найти не так легко – в основном полки наших эзотерических магазинов заполняют штампованные отливки, очень далекие по своей художественной ценности от оригинала. Впрочем, искусство и культура Японии – довольно замкнутой, по своей сути, стране – продолжает завоевывать сердца россиян. В Интернете мне удалось найти немало российских художников, которые выполняют довольно-таки качественные подражания, а также предлагают и свои, авторские сюжеты.

    Эту статью написала Камилла Крейн (15.01.08)
     










    Вам это будет интересно!

  • О знакомстве с творчеством поэта Максима Лаврентьева

  • Торез в рейтинге “лучших”!




  • Последние новости


    Пробковые утеплители

    Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
    Читать далее »

    Приложение

    Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
    Читать далее »

    Пенополистирольные утеплители

    В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
    Читать далее »

    Торфяные утеплители

    Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
    Читать далее »

    Теория теплопередачи - основа строительства

    Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
    Читать далее »

    Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

    Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
    Читать далее »

    Стеклянные утепляющие материалы

    Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
    Читать далее »