Вам это будет интересно!

  • Дорога жизни

  • Утренний экспресс или о дороге.



  •  Ладожская трасса, оставшаяся в памяти сотен тысяч блокадников и в истории города под именем «Дорога Жизни»… Название это, кажется, говорит за себя… 9 ноября далёкого уже 1941 года в осажденном Ленинграде простой муки оставалось не более чем на неделю… К 16 ноября город остался бы без хлеба. Голод буквально косил людей. Надо было что-то делать. Уверен, что в Комитете обороны ни одни сутки горел свет и болели головы…

     
    Зима сорок первого наступила рано. Враг стоял на северном и южном берегах Ладожского озера, восточный и западный оставались за советскими войсками. Ладога – опаснейшее для судоходства озеро, которое частенько даже звали морем, стала единственной ниточкой, связующей город с «большой землей». Пригодных для плавания по суровому озеру судов было немного. Баржи плавали по каналам – в обход озера, но эти земли заняли немцы. Суда с трудом проталкивались между льдин. К концу ноября лед окреп настолько, что штабом было принято решение проложить автодорогу прямо по льду.
     
    Вечером 22 ноября 1941 года из деревни Ваганово под руководством майора Порчунова отправилась первая колонна из шести десятков машин 389-го отдельного автомобильного батальона. Машины взяли курс к деревне Кобоне – к восточному берегу. Каждый «Газик» привез оттуда по 400 килограммов муки. Было страшно. Сначала грузили по несколько мешков, потом – до половины кузова. Некоторые водители прицепляли к машинам сани, в которые клали дополнительные мешки – спасительные для кого-то. Когда лёд окреп окончательно, появилась возможность грузить машины под завязку – на лёд выезжали полуторки, трехтонные, и даже пятитонные грузовики.
     
    В городе появился хлеб, а вместе с ним и надежда. Благодаря водителям «Дороги Жизни» впервые за годы блокады удалось увеличить хлебный паёк – рабочим прибавили 100 грамм хлеба в сутки, остальным ленинградцам – 75. Это сущие крошки - современная буханка весит около шестисот граммов. Кусочек хлеба, который ребёнок может сжать в кулачке. Для жителя блокадного Ленинграда такой кусочек был счастьем, надеждой и спасением. Город выжил, выстоял…
     
    О машинах «Дороги Жизни» можно и нужно сказать отдельно. Ленинград спасли предки современной «Газели» – легкие грузовички ГАЗ АА. Неказистые внешне, с фанерными крыльями и брезентовой кабиной – такие машинки перевезли по ледяной трассе почти 300 тысяч тонн продуктов, 32 тысячи тонн боеприпасов, 35 тысяч тонн горючего, 23 тысячи тонн угля. Из города в деревянных кузовах эвакуировали более миллиона ленинградцев – женщин, детей, раненых и стариков.
     
    Такой грузовичок, а точнее его останки, хранится в музее «Дороги Жизни» в деревне Коккорево, на самом берегу Ладожского озера. Его нынешний директор – Александр Бронеславович Войцеховский – сам, вместе с группой энтузиастов-подводников, поднял его со дна озера. Музей относится к Военно-Морскому Музею, средств не хватает. Музей живёт, буквально, на энтузиазме своего руководителя.
     
    Блокада Ленинграда – это тяжелая тема для того, кто родился в городе в любые годы. У каждого с ужасными месяцами связана своя история, свои легенды и воспоминания. В эти дни, дни празднования годовщины снятия блокады Ленинграда, мы решаем проехать по Дороге Жизни, в который раз снять шапку перед теми, кто сохранил для нас наш город.
     
    Долго ищем нужный съезд с кольцевой автодороги – здесь все поменялось, трасса живёт своей жизнью – ей и дела нет до того, что где-то здесь начинается легендарная дорога. Ещё пару лет назад Дорога Жизни начиналась железнодорожным переездом у станции Ржевка, одно упоминание которого вгоняет водителей в весьма странное состояние. Теперь начинается с очередной развязки. Вдоль шоссе стоят километровые столбы-обелиски с надписью «Дорога Жизни». Поехали!
     
    Между третьим и четвертым километрами – первый большой мемориал – «Цветок Жизни». На лепестках цветка – слова детской песни – «Пусть всегда будет солнце!». Сердце сжимается, а на глазах сами по себе появляются слёзы. На бетонных обелисках – выдержки из «Дневника блокадной девочки» Тани Савичевой. Неподалеку роща, в которой пионерами высажены девятьсот березок – по числу страшных блокадных дней. Каждую весну на этих березках завязывают пионерские галстуки. «Цветок Жизни» считается одним из основных мемориалов памяти детей, погибших в дни блокады. Грустное место. Несколько машин почти всегда стоят на стоянке – петербуржцы привозят сюда детей, рассказывают им историю родного города, рассказывают о спасительной дороге и героических предках.
     
    По Дороге встречаем ещё множество памятников: исполинские дубовый лист и желудь, регулировщица, бетонный хвост военного самолета, памятник легендарной «Катюше», и много чего ещё интересного. У каждого памятника обязательно останавливаемся, читаем надписи, фотографируем. Слёз больше нет – кончились.
     
    На 36-м километре «Дороги Жизни» видим указатель – «Ваганово». Именно отсюда выдвинулись в сторону «большой земли» первые полуторки. Именно здесь располагался штаб Ледовой дороги, а на уровне 38-го километрового столба, на юго-востоке нынешнего Ваганово находим останки перевалочной железнодорожной станции времен «Дороги Жизни».
     
    На сороковом километре начинается Вагановский спуск – абсолютно прямой участок шоссе, который упирается в монумент «Разорванное кольцо» скульптора Константина Симуна. Именно в этом месте машины выезжали на лед Ладоги.
     
    45-й километр – это музей «Дороги Жизни». Кроме упомянутого уже грузовичка ГАЗ-АА, здесь есть масса всего интересного - военной и транспортной техники (самолет 'Дуглас', немецкая десантная баржа с пулеметом, буксир, автобус), несколько орудийных и зенитных башен, снятых с кораблей и позиций береговой обороны. В музее есть интереснейшая экспозиция, посвященная истории «Дороги Жизни».
     
    Обратно возвращаемся без остановок и почти молча. Каждый думает о своём… На глазах - слезы. Дорога Жизни – это действительно сильно. Если вам интересна история нашего города и нашего государства, мы настойчиво рекомендуем этот легендарный маршрут. И, несмотря на то, что самая главная и опасная часть «Дороги Жизни» – ледовая трасса – не доступна для посещения, впечатлений от поездки по наземной части Дороги хватит надолго. Хочется, чтобы сегодня, когда та война, кажется, надежно ушла в прошлое, как можно больше людей увидели «Дорогу Жизни» такой, какой увидели её мы – опасной, полной тягот и лишений, опасных поворотов и ледяных неожиданностей, вражеских налётов и детских слез. Это дорога не только Великой Победы, но и великого горя, обрушившегося тогда, в июне сорок первого на мирный советский народ. Хочется, чтобы многие поколения людей видели всё это и понимали, что война – не наш метод. Посему, дорогой читатель, я хочу, чтобы ты пообещал мне сегодня, что когда-нибудь ты покажешь своим детям «Дорогу Жизни», дневник Тани Савичевой и «Разорванное Кольцо».
     
    Чтобы не было войны! 

    Михаил Виноградов ( [info]mikevinogradov)
    Газета "Первая Линия"



    Вам это будет интересно!

  • Дорога жизни

  • Утренний экспресс или о дороге.




  • Последние новости


    Пробковые утеплители

    Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
    Читать далее »

    Приложение

    Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
    Читать далее »

    Пенополистирольные утеплители

    В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
    Читать далее »

    Торфяные утеплители

    Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
    Читать далее »

    Теория теплопередачи - основа строительства

    Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
    Читать далее »

    Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

    Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
    Читать далее »

    Стеклянные утепляющие материалы

    Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
    Читать далее »