Вам это будет интересно!

  • Снегопад….

  • ДЧ: Лирика Сапфо



  • Алкман - перебравшийся в Спарту азиат, "наиболее видный представитель ранней "хоровой" лирики", по словам С. Апта. Многие его стихотворения, если смотреть под соответствующим углом, отражают "особенности" спартанской жизни, и поэтому наряду с элегическими строками можно встретить нечто неожиданное, вроде "Сыр ты готовила острый, огромный..." или "...досыта ж // Поесть не думай..." Однако все равно эти немногочисленные отрывочные произведения Алкмана в большинстве своем представляются мне частью глубокой задумки, если не гениальной, то неповторимой в своей изысканности и поэтическом языке.
    Возьмем же некоторые стихотворения и попытаемся немного проанализировать (начиная с более прозаичных).
    1.
      Три времени в году — зима
      И лето, осень — третье,
      Четвертое ж — весна, когда
      Цветов немало, досыта ж
      Поесть не думай...

    Весна противопоставляется трем другим временам года, в стихотворении намечена ее главная прелесть - "когда цветов немало". Но к чему же последняя фраза? Автора, по всей видимости, волнует еще и бытовая сторона, связанная с этим временем года, ведь весна - это время, когда заканчивается прошлогодний урожай, а новый еще только предстоит посеять. Или в Греции посадочные работы не прекращались в течение всего года?
    2.
      Спят вершины высокие гор и бездн провалы,
      Спят утесы и ущелья,
      Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит,
      Густые рои пчел, звери гор высоких
      И чудища в багровой глубине морской.
      Сладко спит и племя
      Быстролетающих птиц.

    Это стихотворение - эскиз, набросок к картине ночи. Его охватывает какая-то "горизонтальность", или волнообразное движение наподобие того, которое есть на водной глади: она, с одной стороны, движется, но с другой, покоится. Так и здесь: умиротворение царит в природе, и мы можем слышать мерное дыхание гор, утесов и ущелий. И даже "змей, сколько их черная всех земля ни кормит" и "быстролетающих птиц". Все попали под чарующее действие ночи, всех увлекла она за собой и весь мир остановила.

    А вот стихотворения "о хлебе насущном":
    3.
        Как-нибудь дам я треногий горшок тебе, -
        В нем собирай ты различную пищу.
        Нет еще жара под ним, но наполнится
        Скоро он кашей, которую в стужу
        Любит всеядный Алкман подогретою.
        Он разносолов различных не терпит,
        Ищет он пищи попроще, которую
        Ест и народ...
    4.
        Вот семь столов и столько же сидений.
      На тех столах — все маковые хлебцы,
      Льняное и сесамовое семя,
      И для детей в горшочках — хрисокола.
    5.
      Он уж подаст бобовую нам кашу,
      И плод вощаный пчел, и хидрон белый.

    Здесь, конечно, сказывается образ жизни спартанцев. Они же ели какую-то похлебку, про которую приезжие говорили: "Милее гибель, чем такая еда" (М.Л.Гаспаров "Занимательная Греция"). Из этих строчек можно судить о неприхотливости героя (а заодно и автора), о его скромных желаниях вроде бобовой каши с медом или просто "каши подогретой". Алкман стремится показать, что он такой же, как и любой другой человек из народа, и в доказательство этого приводит тот факт, что "ищет он пищи попроще, которую // Ест и народ". То есть для него важно быть близким к народу, а не ставить себя на ступеньку выше.

    Эта идея "скромности", если можно так выразиться, звучит и в строчках из "Парфенея": "На небо взлететь, о смертный, не пытайся, // Не дерзай мечтать о браке с Афродитой..." Далее она развивается и превращается в настоящий постулат мудрой жизни:

    6.
        Из мужей сильнейшие -
        Ничто. Божество над всеми
        Царствует.

    Последующие строки вновь и вновь приводят к мысли о том, что, каким бы ни бы человек, выше его все равно существуют некие силы. Уровень божества - недостижим, само оно - непостижимо, и поэтому мудрый человек, конечно, не станет кичиться - вот-де он какой.
    А дальше становится не совсем понятно: Алкман хочет воспеть Агидо, но предводительница хора Агесихора столь же прекрасна, как та девушка, поэтому подобное восхваление оказывается неуместным. Но кто они, эти загадочные девы? И почему "в них - начало и конец"?
    Совершенно незаметен переход от певца к певицам. То есть, нет четкой границы, до которой повествование велось от лица мужчины, а после которой - женщины.
    Можно заметить скромную, естественную красоту спартанок:

       Змеек пестрых нет у нас
       Из золота, нет лидийских
       Митр, что украшают дев
       С блистающим томно взором.
    -

    И тем не менее, эти девушки прекрасны!

    * * *
    По крупицам, по тем отрывкам, которые дошли до нас, мы вынуждены додумывать смысл произведений Алкмана, приписывать автору, быть может, какие-то несуществующие качества. Он, возможно, и не имел в виду всего того, чем мы наделили его песни и стихотворения. Но ведь идеализировать - это так прекрасно!

    7.
       Я несу тебе с молитвой
       Тот венок из златоцветов
       Вместе с кипером прелестным.

    О, как это по-античному романтично! "С молитвой" - то есть с благоговением, с нежным трепетом к героине. Сразу приходит на ум Прекрасная Дама у Блока и стихотворение Фета "Я пришел к тебе с приветом..." А фраза "тот венок" - какая она емкая! Ведь из нее можно понять, что героиня тоже знает об этом венке, и он что-то значит для нее, как и для него. Он связан с какими-то воспоминаниями или ассоциациями. Тем самым очерчивается некий круг, в который входят только эти двое; этот символ - венок - сокровенный для них одних. Для них одних!..

    8.
       Знаю все напевы я
       Птичьи...

    Как обидно, что до нас не дошло продолжение! Этот отрывок, снова, - первый штрих в общей картине, но и он уже предвещает нечто большее. Мне кажется, чаще всего схватить атмосферу произведения можно после нескольких фраз. "Всё смешалось в доме Облонских": всё, прочитав это, ты уже окунаешься в особый поэтический мир, ты внутри него. (Об этом я уже писала в одном их предыдущих дневников чтения по трагедиям, кстати...)

    9.
      Слова и мелодию эту
      Сочинил Алкман-певец,
      У куропаток заимствовав их.

    Вот кто достойный праотец Есенина! =)

    Пожалуй, эта небольшая заметка - основное, что я могу сказать о лирике Алкмана. На самом деле было больше, просто я, по своей глупости, скажем так, утратила первоначальный готовый вариант ДЧ, а переписывать всё полностью заново не было возможности.
    Вот такая грустная история =(
    (Нет, я - честно - плакала, когда весь мой труд стерся! Фу, йа блондинко.)


























































    Вам это будет интересно!

  • Снегопад….

  • ДЧ: Лирика Сапфо




  • Последние новости


    Пробковые утеплители

    Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
    Читать далее »

    Приложение

    Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
    Читать далее »

    Пенополистирольные утеплители

    В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
    Читать далее »

    Торфяные утеплители

    Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
    Читать далее »

    Теория теплопередачи - основа строительства

    Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
    Читать далее »

    Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

    Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
    Читать далее »

    Стеклянные утепляющие материалы

    Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
    Читать далее »