Вам это будет интересно!

  • Драгоценные высказывания имама Абу Ханифы



  • Фетвы имама - мухаддиса Абдул - Хайя Лякнави
    [2006-08-23]
    автор Махди Шамсуддин

    Предлагаем вашему вниманию перевод фетв мазхаба имама Абу Ханифы, радиа ллАху анху, касающихся вопросов совершения "вуду" и "салята", а также вопросов "харама" и "халяля" из книги " Нафу аль-муфти ва ссаиль би джами мутафаррикатиль масаиль" имама Абдул-Хайя Лякнави, рахимахуллАх.

    Книга очищения.

    Вопросы, связанные с ритуальным омовением

    " Вопрос: Из какого сосуда не разрешается брать "вуду" с учетом того, что сосуд этот не является из золота или серебра, а также не является отнятым( у хозяина его)силой ?

    Ответ: Это сосуд, который человек определил только для своего пользования и запретил использование его для другого. Так говорится в книге "Альгаазуль ашбах".

    Вопрос: Какое ритуальное омовение не будет действительным у нас (т.е в ханафитском мазхабе) без намерения (ан-ния)?

    Ответ: Это "вуду" совершенное финиковой водой(набиизут тамар) (т.е это вода,в которую положили на сутки- двое финики и которая получила от этого сладкий вкус финика).Указал на это в "хашияль гидая" с перепиской из метна "ал-Кудури" Мауляна Илях Даад ал-Джунфуури, рахимахуллАх:" Причина этого в том, что "набиизут тамар" не может считаться настоящей водой ,но по сути является заменой ее. Поэтому совершение "вуду" финиковой водой будет походить на совершение сухого омовения (ат-таяммум). И по причине того, что "таяммум" не будет действительным без "нията", не будет также действительным без намерения и ритуальное омовение посредством "набиизу ттамр".

    Вопрос: Какой "ат-таляк" (развод)не будет считаться действительным в случае когда поклялся человек,что если сделает "вуду" он после кровотечения из носа (ар-руаф), то жена его станет разведенной (после чего пошла кровь и сделал омовение он ) ?

    Ответ: Это в случае ,если человек этот сперва помочился, потом пошла кровь носом, потом совершил "вуду". Такой "хукм" передают от имама Мухаммада, радиа ллАху анху. Т.е, что если имеют место два осквернения (один после другого), которые одинаково требуют совершения "вуду", то второе осквернение (хадас) входит в первое и ритуальное омовение будет совершаться от первого "хадаса". Исходя из такого положения дел,"таляк" поклявшегося человека не будет действительным , ибо он совершил "вуду" от мочи, а не от кровотечения. Кто же сказал, что совершение "вуду" удаляет два "хадаса" сразу (в данном случае осквернение мочей и кровью) - то такое положение дел нельзя себе представить. Так говорится в "хашия" имама Хамави, рахимахуллАх,на "ал-Ашбаах" в 8-ом правиле первого раздела.

    Совмещение "вуду" с "таяммумом"

    Вопрос: В каких случаях следует совмещать омовение с "таяммумом" ?

    Ответ: В случае, если совершается омовение водой, из которой отпил осел (т.е это вода, в которую оставил слюну перемешанную с водой, осел).Поэтому следует человеку ненашедшему другой воды кроме той ,из которой отпил осел , совершить "вуду", а также сделать сухое омовение "ат-таяммум". При этом не является обязательным условием строгий порядок совершения этих двух видов очищения.(т.е человек волен начать с "вуду", перейдя затем к "таяммуму" и наоборот).Так записано в книге "Канзуль аамаль". Причина совмещения (в этом случае) омовения с "таяммумом"

    -взаимное противодействие между хадисами, ахбарами(сообщения "сахаба") и киясами, часть которых указывает на чистоту "сур" осла(остаток воды перемешанной со слюной, которую оставляет пьющий в сосуде с водой), тогда как другая часть содержит указание на то,что "сур" осла-"наджис" (нечистый). Что касается хадисов , то передается, что Пророк, салла ллАху алейхи ва саллям,запрещал употребление мяса осла и велел выбрасывать посуду, в которой готовилась ослятина. Однако передается тоже, что однажды один человек спросил Посланника Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям:

    "Не осталось у меня из имущества (денег)ничего кроме ослят. "На что ответил Пророк, салла ллАху алейхи ва саллям: "Кушай из добротного имущества своего (или ешь из жирных ослят своих)." "Отсюда становится видным, что первый хадис указывает на "харамность" употребления мяса домашних ослов и вместе с этим на нечистоту "сур" осла, ибо чистота или нечистота "сур" зависит от чистоты (или нечистоты) слюны, чистота или нечистота которой, зависит (в свою очередь) от чистоты или нечистоты мяса. Из-за того же, что мясо осла (согласно этим хадисам) является "наджисом" - нечистой будет являться и слюна, которая влечет за собой нечистоту "сур".

    В то время как второй хадис указывает на "халяльность" употребления мяса осла, влекущую за собой чистоту слюны, которая (чистота слюны) становится причиной чистоты "сур". Еще в подтверждение этого хадиса передается от Джабира, радиа ллАху анху, что Пророку, салла ллАху алейхи ва саллям, однажды задали такой вопрос: "Можно ли совершать омовение водой, остатки которой оставил (в сосуде после питья )осел?" На что ответил Посланник Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям: "Да, можно". Что касается "ахбаров" (сообщений от "сахаба"), то передается от ибн Умара, радиа ллАху анхума, что он относил к "макруху" совершение омовения водой, из которой пил осел. Тогда как ибн Аббас, радиа ллАху анхума, говорил:

    "Можно совершать "вуду" такой водой". Что же касается "кияса" (сравнение по аналогии), то "сур" не может быть нечистым, если сравнивать его с молоком (ослицы,которое-"наджас"), ибо от "сур" тяжелее уберечься человеку, чем от молока. В свою очередь "сур" не может считаться чистым ("тахиром"), если сравнивать его с "араком" (потом) осла, так как от пота тяжелее уберечься , чем от "сур" этого животного. Также нельзя провести аналогию между "сур" осла и "сур" собаки, так что первый по "киясу" становится "наджисом", как не получается сравнить "сур" осла с "суром" кошки, так что "сур" по этому "киясу" становится чистым, все исходя из того насколько сложно уберечься от соприкосновения с "сур" этих животных. Поэтому, когда имеет место подобное противодействие между далилями следует утвердить основу вопроса(или вернуться к основе или исходить в том или ином "хукме" из основы. Например, из основы, котороя закреплена в следующем шариатское правиле:

    основа вещей - "ибаха" (отсутствие запрета)), как утверждено сие в книгах по "усуль фикху". Исходя из всего этого скажем: ""сур" осла в изначальной своей основе – чист (опираясь на фикховое правило, которое гласит, что всякая вещь изначально чиста, пока отсутсвует далиль на нечистоту ее ), а совершивший "вуду"-"мухдис" (находится в состоянии осквернения, eсли вернуться к основе, к его изначальному состоянию). Отсюда, опираясь на эту основу (или изначальное состояние), следует совмещать совершение "вуду" с "таяммумом". Так говорится в книге "ат-Тальвиих". Исходя из этого, также становится ясным какой смысл вкладывают факыхи в постулат ""сур" осла-сомнителен", который следует понимать в свете приведенного выше комментария, но не в смысле, что о "суре" осла нельзя судить конкретно чист он или нечист, так что становится "хукм" "сур" осла сомнительным (неясным), так как является весьма порицаемым, чтобы тот или иной вопрос относящийся к вопросам "фикха", был не ясным, сомнительным, не имел твердого "хукма". Затем перед нами встает следующий вопрос:

    "Является ли "ният" фардом в случае совершения "вуду" водой, из которой пил осел ?" Передают в "ал-Кунья" от Аля Мухами и Дияуль аимма, что намерение не является условием при совершении омовения "суром" осла. Однако в книге " ал-Хуласа" говорится ,что лучше все-таки прозинести "ният" из предосторожности."

    Полоскание горла и "масх"

    Вопрос: В каком случае "гаргара" (полоскание горла во время "вуду") во время исполнения сунны полоскания рта (аль-мадмада)будет считаться "макрухом" ?

    Ответ: В случае, когда совершающий омовение держит "сиям" (пост).Так сказано в "хашия" Юсефа Джильджи на " Шархуль викая".

    Вопрос: При каком виде "масха" (протирания) спадает "фард" омовения ног ?

    Ответ: При "масхе" носков ("хуффов").

    Вопрос: На какие "хуффы" нельзя наносить "масх" ?

    Ответ: Нельзя наносить "масх" на "хуффы" изготовленные из железа, стекла,дерева и подобных этим материалов. Так говорится в книге "ал-Биная".

    Вопрос: При каком виде "масха" не ставится условием наличие "вуду" перед наложением бинта(или гипса)на пораненное место (,которое подлежит последующему "масху"(через защитный бинт))?

    Ответ: Это "масх" бинта, (наложенного на рану той части тела, которая подлежит омовению.)

    Омовение (гасль) бороды во время исполнения "вуду"

    Вопрос: В каком случае следует мыть основы волос бороды во время совершения "вуду"?

    Ответ: Следует мыть основы волос в случе, когда у человека редкая борода, так что можно видеть основы волос. На это указал в "Шарху нникая" шейх ал-Барджанди, рахимахуллАху Тааля. Что же касается густой бороды, густота который скрывает основы волос, то достаточно омыть поверхность всей бороды (т.е не является "фардом" омовение основ волос). Все прочие передачи (ривая) кроме этой, указывающие на то, что необходимо протирать (а не мыть) только четверть бороды или что следует протирать волосы бороды, соприкасающиеся с кожей, или что, как "масх" бороды(протирание), так и "гасль"(омовение) не являются обязательными действиями "вуду" - отведены, так что на "риваяты" эти больше не ссылаются шейхи после отказа от них.Сказал (шейх ал-Барджанди): "Говорится в книге "ал-Бахрур Раик":

    "Правильное мнение заключается в обязательности омовения бороды во время исполнения "вуду"(как ясно сказано об этом в книге "ас-Сираджуль ваххадж") и такова будет "фетва" (т.е, что "гасль" бороды во время "вуду" является "фардом") (как сказано об этом в "аз-Захирия"). Приводится также в "ал-Бадаиа", что все другие передачи кроме этой (в которой говорится, что "гасль" бороды-"фард") - отведены и от них отказались шейхи.

    Сказано в "Дурруль мухтар": Омовение все бороды (внешней ее части,если борода густая) -"фард" согласно правильному "мазхабу" (к которому пришли, отказавшись от другого неправильного мнения);
    и все прочие передачи кроме этой считаются отведенными, от которых отказались шейхи (как говорится об этом в "ал-Бадаиа"). Потом нет разногласий в том, что как протирание, так и омовение выступающей за подбородок бороды не является обязательным, но считается "сунной"(как сказано об этом в "Ан-нахр"). Приводится в "Маваахибу ар-Рахман" : "Обязательность омовения внешней части густой бороды есть самое правильное решение, по которому дана "фетва" в этом вопросе. Те же мнения, которые указывают на достаточность "масха" или "гасля" только одной трети или одной четвертой бороды, считаются оставленными."

    Вопрос: Какому человеку не разрешается протирать "хуффы"?

    Ответ: Человеку ,который находится в состоянии "ал-джанаба" (т.е спустивший семя). Так сказано в "ал-Кянз" и других книгах.

    Различные вопросы связанные с действиями "вуду"

    "Если погрузился человек в воду без намерения(совершить "вуду"), то это достаточно у нас (в мазхабе ханафи), для того чтобы считаться совершившим омовение. Так говорится в "ал-кифая". Полоскание горла (гаргара) во время полоскания рта (мадмада)является "мустахаббом". В "ат-Тухфа" шейхи отнесли полоскание горла к "сунне" за исключением поста, когда "гаргара" становится "макрухом". Так сказано в "Хашия" Юсефа Джильджи, рахимахуллАх, написанной им на "Шарх" (коментарий)" ал-Викаи". Не является обязательным введение пальца в нос во время исполнения "истиншаака" (промывание носа), хотя и одобряется это. Так говорится в "Джамуур румуз" с ссылкой на книгу "ал-Мухиит". Если оставил человек омовение белезны, что меж волосами виска и мочки уха, то "вуду" его не будет считаться действительным. Так говорится в "ас-Сираджия".

    Что касается "ат-тахлиля" бороды(прочесывание мокрыми пальцами внутренней части бороды), то( шейхи) на этот счет сказали следующие: "тахлииль" есть сунна у имама Абу Юсуфа, рахимахуллАх, и разрешенное действие у имама Мухаммада, рахимахуллАх. Так сказано в "ал-Хидая". Приводится в книге "ас-Сираджия", что (в мазхабе) по этому вопросу дано предпочтение мнению Абу Юсуфа, рахимахуллАх (т.е "тахлииль" в мазхабе ханафи - сунна, согласно решению Абу Юсуфа). По части омовение (гасль) и протирания (масх) бороды, то здесь разнятся передачи. Сказано в "ал-Барджанди":

    "Протирание одной четвертой бороды (покрывающей кожу лица)есть "фард" у имама Абу Ханифы, радиа ллАху анху, по аналогии с протиранием головы. От Абу Юсуфа, рахимахуллАх, по этому вопросу имеется две передачи: согласно одной из них обязателен "масх" всей бороды,согласно другой-протирание бороды спадает с совершающего омовение. В книге "ал-Хуласа" говорится, что согласно передаче от Абу Ханифы, рада ллАху анху, если протер человек четверть или треть бороды своей, то исполнил он "фард" относящийся к "масху" бороды(во время совершения "фарда" омовения лица). В книге "Табиинуль хакаик" приведена "ривая" Хасана от Абу Ханифы, что обязательно протирание одной четвертой бороды, как передается также, что обязательно омовение (гусль) одной четвертой бороды. Существует другая "ривая" от Абу Юсуфа, рахимахуллАх , согласно которой ни "масх", ни "гасль" бороды не являются обязательными действиями (во время исполнения омовения лица). (Однако) самое правильное решение состоит в обязательности омовения всей бороды покрывающей кожу лица. И не является обязательным омовение выступающей за подбородок бороды.

    Сказано в "Хизанату рриваят" с ссылкой на "аз-Захирия": "Масх" волос бороды непосредственно соприкасающихся с кожей (т.е основы волос бороды) является "фардом", и это есть правильное мнение. Это же решение высказал и имам Мухаммад, рахимахуллАх, в главе "ал-Джанаба". Так что на этом решении основывается "фетва"". Передается также от Абу Ханифы и Зуфура, рахматуллахи алейхима, что "масх" одной четвертой бороды и больше является действительным (т.е при протирании четвертой части бороды, исполняется "фард" "масха" бороды). И передается в "ал-Гисаия", что согласно мнению имамов Мухаммада и Шафии,рахаматуллахи алейхима,"масх" всей бороды является "фардом", так как борода принадлежит лицу (или входит в границы лица), как и брови. Отсюда из предосторожности следует протирать всю бороду. И на этом основывается "фетва"(закончились слова из "ал-Гисаия"). Самое же верное мнение (после исправления его), на которое опираются (факыхи-ханафиты) состоит в обязательности омовения всей бороды покрывающей кожу лица , а не протирание ее, (как было упомянуто в вышеприведенных "риваятах").

    Если во время исполнения омовения вода не проникла под волосы усов или бровей, то омовение этих частей будет считаться действительным. Так говорится в "Джамиуль мудмараат". Сказано в книге " маталибуль муминин":

    "Следует подстригать усы пока не станут они(по толщине), как брови. И некоторые из шейхов наших взяли этот вопрос(вышеприведенные слова)"далилем" для себя, сказав:

    "Если во время совершения "вуду" вода не проникла под волосы усов, то будет считаться омовение усов исполненным, ибо совершающему омовение сделана уступка (Шариатом), если толщина усов его ровна толщине бровей. Отсюда, если не проникла вода под волосы бровей, то омовение это все равно считается испоненным (действительным), тоже относится (по аналогии с бровями) и к омовению волос усов (которое будет считаться исполненным даже, если вода омовения не проникла под волосы усов). Таково решение наше и на нем основывается фетва. Это, однако, верно только по отношению к тем, кто не ведет Джихад на пути Аллаха. По отношению же к "муджахиду" является "мандубом" (поощрительным) отращивать длинные усы, дабы быть более устращающим для врага. Так сказано в "аз-Захиира".

    Использование "сивака", протирание шеи, порицаемые действия в "вуду" и другие вопросы

    "Омовение внутренней части глаз не является "фардом". Так говорится в "Джамиу ррумууз". Та часть губ, что скрывается при естественном смыкании рта не подлежит обязательному омовению. Однако обязательно омывать виднеющуюся часть губ, ибо она следует за лицом (находясь в пределах лица). Можно совершать "вуду" с закрытыми глазами. Так передают от имама Абу Ханифы, радиа ллАху анху. И передают от алима -факыха Ахмада ибн Ибрахима, рахимахуллАх, следующее:

    "Если человек сильно зажмурит глаза во время омовения лица, то"вуду" (лица) не будет считаться исполненным. Так говорится в "Хизанату рриваят" с ссылкой на "ал-Гиясия". Когда собрался гной в одной из сторон глаза при про болезни (опухоли) его, то обязательным является проникновение воды только на внешнюю часть его(или что выступило во вне из кожного покрова) после закрывания глаза.

    Так сказано в книге "ал-Бахру рраик". Использование "сивака" (полочки для чистки зубов) есть "сунна муаккада". Следует, чтобы "сивак" был взят из породы деревьев имеющих горький привкус."Сивак" должен быть с толщиной в мизинец и длиной , как безымяный палец. Прочищают зубы "сиваком" вдоль ротовой полости (начиная с правой стороны), а не в ширину. Сказано в "Тухватуль фукаха" и "Задуль фукаха", что использование "сивака" - сунна во время исполнения "мадмады"(полоскание рта). Тогда как в "Кифаятуль шшааби", а также в "ал-Василя" и "аш-Шифаа" говорится, что "сивак" используется до приступления к совершению "вуду". Так пишется в "ал-Кифая". Согласно словам Абу Джаафара, рахимахуллАх, протирание (масх) шеи (во время) "вуду" является "сунной". Так сказано в "ал-Хуласа". Однако приводится в "фатава кады хан", что "масх" шеи не есть "сунна". В "ал-Хизана" сказано, что исполнение этого действия (протирание шеи) лучше его оставления. Это же мнение приведено в "хашия" ал-Барджанди, рахимахуллАх. На этот счет приводится "далиль" хадис со следующим "метном":

    "Протирание шеи (во время исполнения омовения) - залог безопасности от оков (ошейника) в День Воскресения." (привел в "Муснадуль Фирдоус" ад-Дайлями). Сказал имам Навави, рахимахуллАх: "Данный хадис- ложный". Однако говорил ибн Хаджар, рахимахуллАх, что хадис этот не является ложным. Действия являющиеся "макрухом" во время исполнения "вуду": открывать (во время исполнения "вуду") "аурат", ударять с силой воду о лицо, сморкаться правой рукой, смотреть на собственный "аурат", промывать нос и рот, используя левую руку.

    Так говорится в книге "маталибуль муминиин". Во время омовения лица, рук и ног,является "мустахаббом" перейти за границы частей подлежащих обязательному омовению, дабы быть твердо уверенным, что не осталось не омытого места(данных частей ,которые подлежат обязательному омовению.) Также "мустахабб" - более длительное совершение "гаргары" (полоскание горла). Так говорится в "ал-Бахр". Приводится в "ал-Биная", что встряхивание рук от воды во время "вуду"(или после него) является "макрухом". В этой же книге говорится, что подготовка к "вуду" (или совершение его)до наступления время "салята" есть "мустахабб".

    К "мустахаббу" относится оставление чрезмерного и слишком скудного использования воды(для "вуду"), как оставление разговора относящегося к миру этому, тоже является "мустахаббом". Приводится в книге "Маталибуль муминиин" с ссылкой на " Мафатихуль Масаиль", что не следует совершать "вуду" в местах, где имеется "наджаса", ибо вода омовения уважаема."





    Вам это будет интересно!

  • Драгоценные высказывания имама Абу Ханифы




  • Последние новости


    Пробковые утеплители

    Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
    Читать далее »

    Приложение

    Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
    Читать далее »

    Пенополистирольные утеплители

    В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
    Читать далее »

    Торфяные утеплители

    Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
    Читать далее »

    Теория теплопередачи - основа строительства

    Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
    Читать далее »

    Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

    Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
    Читать далее »

    Стеклянные утепляющие материалы

    Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
    Читать далее »