Вам это будет интересно!

  • О духовной линии развития

  • О знакомстве с творчеством поэта Максима Лаврентьева



  • В ходе предыдущей дискуссии о духовной линии развития Вен Килбер высказал следующее предположение:

    «… Духовная линия развития – это, скорее, не чистая линия, а линия, зависящая от всех остальных линий. Чем выше центр притяжения человека (т.е. центр стяжения его общего вертикального развития), чем глубже его тонкое видение (т.е. чем глубже центр притяжения горизонтального развития), тем больше Формы ему доступно для восприятия, принятия, осознания в качестве духовной, тем более развита его духовная линия развития. Если так, то о духовной линии можно было бы говорить как об интегрирующе-трансцендирующей силе вертикального и горизонтального развития, и у этой интегрирующей силы могут быть свои стадии роста (глубоко взаимосвязанные со всеми остальными линиями)».

    Эта мысль подтолкнула меня на продолжение данной темы.

     

    Подсказку, что же может служить движущей силой духовного развития, я нашел у Пушкина:

    «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»

    Что есть эта «духовная жажда» у Александра Сергеевича – всего лишь поэтическая метафора или нечто большее? Не она ли является двигателем духовного роста, а также горизонтального духовного развития человека? И, если так, то не подобна ли «духовная жажда» когнитивной потребности в познании и понимании, которой, скорее всего, принадлежит роль «локомотива» роста и развития нашего «эго»?

    Возьмем другой пример, тоже из литературы, только несколько иного рода:

    Моисей, получив закон на горе Синай, сообщив его своему народу, разбив золотого тельца, устроив скинию собрания и т.д., просит у Бога: покажи мне славу твою! (Исход 33:12 – 34:35). Зачем? С рациональной точки зрения это – абсолютно излишне. Объяснить эту довольно-таки дерзкую просьбу – кстати, удовлетворенную, – можно лишь нестерпимой «духовной жаждой».

    Такого рода «духовную жажду» уместно было бы назвать безусловным стремлением к духовной истине.

    Приняв гипотезу о «духовной жажде» как специфическом «локомотиве» духовного развития человека, мы можем попытаться ответить на один каверзный вопрос: почему есть люди, которые много времени посвящают занятиям духовными практиками, но при этом не растут духовно? Не потому ли, что у них в силу каких-либо психологических причин заблокирована «духовная жажда»? В результате чего «средство» у них подменило собой «цель», поскольку отсутствует критерий различения «средства» и «цели.

    Какое место занимает «духовная жажда» среди потребностей человека? Скорее всего, ее следует отнести к базовым потребностям и признать родственной когнитивной потребности. В таком случае, она «пробуждается» подобно когнитивной потребности в познании и понимании и так же становится все более заметной по мере удовлетворения «низших» потребностей и роста индивидуального «эго» (А. Маслоу – «Мотивация и личность», 2-е издание). На пост-конвенциональных уровнях развития личности «духовная жажда», так же как и потребность в познании и понимании, становится поистине непреодолимой силой, толкающей человека вперед даже вопреки его «низшим» потребностям в пище, безопасности, принадлежности, признании и т.п.

     «Духовная жажда» проявляется далеко не у всех. Подобно эстетической потребности, согласно Маслоу, у очень многих людей она как бы спит. При этом человек может ощущать себя вполне «духовным», духовно благополучным, поскольку принимает формальную духовность, соответствующую тому уровню культуры, в котором он живет, как интроект. Реально же духовная линия его развития находится в зачаточной стадии, и человек оказывается чрезвычайно падок на всякого рода суеверия, приманки оккультизма и магии, без всякого различения.

    Нельзя не упомянуть еще об одном важном факторе духовного роста, играющем роль его катализатора, – отношении к смерти. Интересно проследить эволюцию отношения к смерти от уровня к уровню.

    На «фиолетовом» – игнорирование индивидуальной смерти в сознании.

    На «красном» – вера в загробную жизнь, представления о райском саде.

    На «синем» – дальнейшее развитие веры в загробную жизнь, вера в ад и рай (идея возмездия); в христианстве – вера в суд и воскресение; в индуизме и мистическом иудаизме (каббале), а также в гностических христианских ересях – вера в реинкарнацию.

    На «оранжевом» – принятие окончательности и неотвратимости смерти.

    На «зеленом» – неизбежный экзистенциальный кризис: зачем я, смертный, живу?

    На «желтом» и выше – смерть как самый верный советчик.

    Возможно, «духовная жажда» – это самостоятельная «высшая» потребность, родственная когнитивной потребности, но не тождественная ей (что представляется мне более вероятным). Но возможно также, что «духовная жажда» – это одна из форм проявления когнитивной потребности в познании и понимании, связанная с наличием у человека определенных способностей к восприятию «тонкого плана» и детерминированная определенной культурой.

    Как бы то ни было, мы вправе рассматривать «духовную жажду» как одну из высших потребностей человека, адекватным «удовлетворителем» которой является накопление непосредственного духовного опыта и его последующее осмысление, что приводит к вертикальному духовному росту и горизонтальному духовному развитию. Вполне возможно, что эти стадии чередуются. В таком случае, «духовные шаблоны», рассмотренные мной в предыдущем посте, посвященном духовной линии развития, – ничто иное, как инструменты для получения «удовлетворителя» этой потребности, то есть духовного опыта в форме, присущей данному уровню.

    Другим возможным «удовлетворителем» духовной потребности служит чтение и/или научение. Все это варится в одном котле, в результате чего образуется некий «сплав», который мы называем духовностью данного уровня.

    А предельная забота, которую исследовал Дж. Фаулер, может быть принята, в таком случае, мерой духовности.

    Для того чтобы заглянуть на следующий духовный уровень, человек как бы «берет взаймы» из имеющейся культурной среды духовный инструментарий более высокого уровня, в виде соответствующих техник и/или ритуалов, предоставленных учителем или найденных самостоятельно.

    Однако самый первый в данной культуре «прорыв» на более высокий уровень духовности предполагает появление исключительно одаренного в духовном плане человека, чрезвычайно чувствительного к пиковым духовным переживаниям и обладающего к тому же необычайными когнитивными способностями.

     В заключение позволю себе высказать предположение общего характера относительно пост-конвенциональных уровней развития. Центрирующей и побуждающей силой развития личности, в том числе и духовного, начиная, возможно, со «зрелого зеленого» уровня, становится безусловное стремление к истине во всех секторах, то есть безусловное стремление к правде, красоте и благу, стремление, которое само по себе является одной из высших базовых потребностей человека, и частным проявлением которого в сфере духовности выступает «духовная жажда». Причем само понимание истины, способы и формы ее постижения определяются текущим уровнем развития самости (и культуры).

    А на низших, до-конвенциональных и конвенциональных уровнях на роль «локомотива» развития вполне может претендовать открытая Абрахамом Маслоу последовательная смена инстинктоидных по своей природе базовых потребностей, актуализирующихся по мере удовлетворения потребностей предшествующих уровней.

    Причем вертикальное духовное развитие на низших (до-конвенциональных и конвенциональных) уровнях не является осознанной целью человека, а лишь «побочным продуктом» развития других линий – или результатом научения.

     P.S. Попробую ответить на вопрос, чем до-конвенциональная «магическая» духовность так мила некоторым представителям «зеленого» человечества, как я это понимаю.

    По-моему, дело в том, что на до-конвенциональных «магических» уровнях на первый взгляд нет никаких культурных ограничений горизонтальному развитию духовности. (Ограничения в форме табу воспринимаются совсем иначе, чем внешние запреты, – скорее, как веления «коллективной совести».) Зато на последующих, конвенциональных уровнях таких ограничений хоть отбавляй: на «синем» – догматических, на «оранжевом» – концептуальных. Кроме того, доступный только что преодоленному «зеленым» человеком «оранжевому» уровню непосредственный духовный опыт крайне ограничен.

    Всяческие внешние ограничения и запреты претят «зеленому» индивидууму, поэтому он устремляется туда, где ему видится свобода – в магию. Конечно, на более высоких уровнях развития становится все меньше внешних запретов. Но ведь до тех уровней нужно еще дорасти… Гораздо проще просто смешать «до» и «после» и рьяно защищать до-конвенциональную магическую «свободу». Кроме того, нельзя забывать и о том, что магические достижения до-конвенциональных уровней вполне реальны и способствуют самоутверждению «эго».

     


    Вам это будет интересно!

  • О духовной линии развития

  • О знакомстве с творчеством поэта Максима Лаврентьева




  • Последние новости


    Пробковые утеплители

    Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
    Читать далее »

    Приложение

    Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
    Читать далее »

    Пенополистирольные утеплители

    В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
    Читать далее »

    Торфяные утеплители

    Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
    Читать далее »

    Теория теплопередачи - основа строительства

    Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
    Читать далее »

    Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

    Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
    Читать далее »

    Стеклянные утепляющие материалы

    Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
    Читать далее »