После долгих сборов и нескольких попыток приступаю к описанию эмоциональной части.
Не буду говорить избитых фраз о "духовном росте и развитии", это - раcхожий штамп, в который нынче вкладывается совершенно непредсказуемое содержание. Но всякое приобщение к духовным упражнениям (и молитва - не исключение), требует определенной эмоциональной дисциплины. В первую очередь речь об отрицательных эмоциях, таких как чувство обиды, вины, зависти и пр. Подробное описание этого понятия и способы работы с отрицательными эмоциями изложены в работах М.Папуша и доступны по ссылке http://www.psychotechnica.ru/rabota_s_otricatelnymi_emociiami.htm.
В контексте же нашей темы скажу, что молитва не может не сопровождаться эмоциями, которые или оживляют ее, или убивают, превращая в механическое повторение слов, не несущих в себе никакого смысла. Далее несколько наблюдений из собственного опыта.
Поскольку молитва (если это молитва на самом деле, а не что-нибудь другое) - некоторое особенное состояние, отличное от обыденного, приступая к ней есть смысл остановиться, отложить все, чем мы заняты в данный момент и были заняты до него. Сама по себе такая остановка полезна независимо от того, что за ней последует, так как выхватывает нас из повседневности, заполненной более или менее "важной и неотложной" суетой. При этом совершенно не обязательно бросать все, чем мы занимаемся, важно увести оттуда излишнее внимание. Прежде чем начинать описанный в предыдущем посте способ "собирания себя", полезно несколько секунд просто подумать, а что произойдет, если я сейчас остановлюсь. Не отвечая себе, что в этом случае я опоздаю на работу/автобус/*, не успею сделать *, а, перефразируя Райкина, "интересно, упадет небо на землю, если я сейчас брошу ВСЕ ЭТО, или нет?" Придя к выводу, что, скорее все-таки нет, можно, приятно удивившись этому, начинать собирать внимание, которое таким способом уже "выдернуто" из обычного хоровода.
Приятное удивление, которое испытывал я, когда начинал эту практику, - одна из эмоций, с которой можно начинать молитву. Похожие чувства испытывал я каждый раз, когда тем или иным способом получал некоторый "урок", какую-то, пусть маленькую, порцию того ЗНАНИЯ, которое исходит от бытия, а не от повседневного существования.
"Уроки" могут быть разными - как приятными, так и не очень. Так, само сознание того факта, что молящийся не с Богом, что он не может, не умеет быть с Ним, способно вызвать острое переживание брошенности, оставленности. Это не обида ребенка на то, что им не занимаются, это чувство одиночества. Мир в эти моменты переживается как пустыня, из которой можно или выйти, добравшись до ее края, или умереть в ней. Можно убежать от этого переживания, заглушить, задавить его в себе, а можно из него просить Бога о помощи. Это - предмет выбора и личной ответственности за то, чего в данный момент мы хотим. Молитва в это время требует особенных усилий. Если молящийся решит продолжать, несмотря ни на что, то все, что от него в эти периоды требуется - это устоять, дать переживанию завершиться. Подобные переживания могут просто иссякнуть, пройти, а могут закончиться очередным "подарком".
И из описаний, и по собственному опыту могу сказать: не стоит вызывать какие-либо эмоции искусственно, иначе вместо обращений к Богу мы просто будем "накачивать" себя. Это - самообман, причем небезобидный. От этого - прямой путь к нездоровым псевдо-состояниям, которые в православных описаниях именуются прелестью (от слова прельщать, обманывать). Гарантией от подобного может быть определенный уровень психологической и нравственной культуры, психотехническая, я бы сказал, чистоплотность, позволяющая распознать и исключать по мере появления (кто из нас без этого!) всякую внутреннюю фальшь.
И последнее на тему техники, что хочу сказать сегодня - стержнем этой работы должно быть собранное внимание. Как проходит сквозь облака птица/самолет/(впишите, что больше нравится), так внимание молящегося должно проходить сквозь эмоции, избегая опасных, погружаясь в полезные и не позволяя захлестнуть себя ни тем, ни другим.












Последние новости


Пробковые утеплители

Одним из высокоэффективных современных утепляющих материалов считаются плиты, изготовленные из измельченной коры пробкового дуба. Среди их главных достоинств следует назвать небольшой вес, твердость, прочность и устойчивость к гниению и образованию плесени при воздействии влаги. Пробковые теплоизолирующие материалы не повреждаются грызунами и не разрушаются...
Читать далее »

Приложение

Утепление окна стекловолокном – обязательное условие, при котором значительно снизятся теплопотери. Теплоизоляция кирпичного дома плитами пенополистирола – надежный способ сделать жилище теплым и комфортным. Как сделать это правильно, показано на рис. 50. ...
Читать далее »

Пенополистирольные утеплители

В последнее время на строительном рынке особенно высоким спросом пользуется теплоизолирующий материал URSA XPS. Его выпускают в форме жестких плит, размер которых составляет 1,25 × 0,6 м. Сырьем для производства данного материала является экструдированный пенополистирол, обладающий структурой с закрытыми ячейками. URSA XPS – это утеплитель, главными свойствами которого являются устойчивость к воздействию влаги и высока...
Читать далее »

Торфяные утеплители

Для повышения теплоизоляционных характеристик ограждающих конструкционных элементов нередко используют торфоизоляционные плиты. Их производят на основе плохо разложившегося торфа, который отличается волокнистой структурой. В процессе обработки сырье формуют и выдерживают в условиях высокой температуры. Плотность торфоизоляционных плит составляет от 170 до 260 кг/м3, а коэффициент теплопроводности равен 0,06 Вт/(м°С)...
Читать далее »

Теория теплопередачи - основа строительства

Современные физики говорят о 3 явлениях, выражающих теплопередачу, – теплопроводности, излучении и конвекции. Каждое из них обладает собственными характеристиками. Так, при определении свойств однородных твердых тел говорят о теплопроводности. Ее суть заключается в способности одного объекта передавать тепло другому при соприкосновении либо посредством промежуточного проводника (рис. 3). ...
Читать далее »

Древесно-стружечные теплоизолирующие материалы

Одним из наиболее распространенных в настоящее время древесно стружечных утеплителей является фибролит. Его получают путем смешивания древесной стружки, портландцемента и воды. Древесная стружка, или древесная шерсть, при этом должна состоять из лент длиной не менее 50 см. В некоторых случаях портландцемент нередко заменяют магнезиальным вяжущим компонентом. Перед технологической обработкой древесную стружку, вы...
Читать далее »

Стеклянные утепляющие материалы

Технология изготовления стекловаты во многом сходна с методом производства минеральной ваты. В качестве основного сырья выступают мел либо известняк, кварцевый песок и сульфат натрия либо сода. Кроме того, для получения этого утеплителя могут использоваться и остаточные продукты стекольной промышленности. Стеклянная вата состоит из тончайших волокон, которые получают путем вытягивания из предварительно расплавле...
Читать далее »